Великий зодчий -
Василий Баженов
Он «сумел вдохнуть в русскую архитектуру необычайную смелость,
волю к великим творческим дерзаниям»
А.В. Щусев
Василий Баженов, создавший свой неповторимый стиль в архитектуре, в истории русского искусства занимает исключительное место. Этот яркий, самобытный мастер был выдающимся теоретиком и смелым практиком , продолжателем великих традиций древнерусского зодчества и творцом новой национальной русской архитектуры - великим мастером архитектуры классицизма. К сожалению многие грандиозные замыслы Баженова так и остались на бумаге - в чертежах и проектах.

Вид Спасских ворот и окрестностей их от Ивановской площади в Кремле на Архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николая Гостунского. Жерар Делабарт 1795 г.



Василий Иванович Баженов родился 12 марта 1737 (по другим данным – 1738) года в семье Ивана Баженова, служившего в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии дьячком. Вскоре после рождения Василия семья переселилась в Москву, где его отец получил должность псаломщика благодаря своему замечательному басу. Случилось это вскоре после страшного московского пожара 1737 года. Детство Баженова прошло в древнем обветшалом Кремле, где еще сохранились прекрасные памятники архитектуры, многие из них относились еще к концу 15 века, а сооружения конца 17 века были построены в стиле "московское барокко".
Уже в раннем детстве у Баженова обнаружились художественные способности: он детально зарисовывал здания на улицах старой Москвы. Первый библиограф Баженова Е. Болховитинов писал: « Любимое было его упражнение, вместо забавы, срисовывать здания, церкви и надгробные памятники по разным монастырям». Свою автобиографию будущий архитектор начинал словами: «…Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником… Отец мой, бедный человек, не имел понятия о срочности моей, а хоть и примечал во мне, только у него денег не было отдать меня куда-нибудь учиться. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте, где я находил за способ, и так я продолжался лет до десяти, между прочим по зимам из снегу делывал палаты и статуи».
В 1753 году, в шестнадцать лет, Баженов попал на восстановление Головинского дворца, резиденции Елизаветы , который сильно пострадал после пожара. Там он присоединился к артели живописцев. "Я в ту пору уже в оном (дворце) по печам умел мрамор метать (расписывать печи под мрамор) и давали мне 60 коп. на день, по которому случаю я стал учиться живописному (искусству) у лучших мастеров". Реставрацией руководил архитектор Дмитрий Ухтомский, человек большого таланта. Он обратил внимание на увлеченность молодого мастера и принял его в свою архитектурную школу — первую в России. По рекомендации Ухтомского, уже в апреле 1755 года, Баженов был зачислен в гимназию при Московском университете, где особое внимание уделяли изучению иностранных языков.

Академия художеств

Баженов в гимназии оказался в числе девяти самых успешных учеников, его заметил известный меценат Иван Шувалов. По его инициативе юного архитектора перевели в Санкт-Петербургскую гимназию, а через год зачислили в только открывшуюся Академию художеств, президентом которой стал И. И. Шувалов. "Его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому. Был я при строении церкви Николая Морского, при куполах и колокольне, потом Академия художеств мною первым началась".
Ректор Академии А.Ф. Кокоринов в рапорте
И.И. Шувалову сообщал: "…студент Василий Баженов по особливой своей склонности к архитектурной науке, прилежным своим учением столько приобрел знания как в начальных пропорциях, так и в рисунках архитектуры, - чем впредь хорошую надежду в себе обещает,- что осмеливаюсь за его прилежность и особливый успех представить в архитектурные второго класса..." Указом от 1 мая 1760 года Баженов произведен в архитектурные помощники и получил ранг прапорщика. У своих талантливых учителей, работавших преимущественно в стиле позднего русского барокко, Баженов многому научился . Он знал и любил старое русское зодчество, безукоризненно владел чертежным ремеслом , прекрасно рисовал и гравировал, делал отличные модели.
Для завершения образования последовало распоряжение ехать в Париж . В начале сентября 1760 года Василий Баженов, получив в Академии 100 рублей, отправился в столицу искусств. В Париже есть что смотреть, чему учиться. Наиболее сильное впечатление на Баженова произвели Лувр и Версальский ансамбль.
Под руководством королевского архитектора и живописца Шарля де Вальи, который был к тому же одним из выдающихся представителей нового течения в искусстве - классицизма, Баженов набирался новых знаний и мастерства. Через несколько месяцев пребывания в Париже Василий Баженов сделал из тонких палочек модель римского храма Весты. Шарль де Вальи был потрясен мастерством исполнения . "Смотрите , чего можно достичь имея талант и трудолюбие" - говорил де Вальи своим ученикам. Баженов вспоминал: "Во Франции учился в теории, примечал и практику, где все архитекторы сматривали мои дела с большою охотою, а мои товарищи и французы молодые у меня крадывали мои прожекты и с жадностью их копировали".
Баженовский вариант проекта Дома инвалидов настолько всем понравился, что русский дипломат И.Г. Чернышев поспешил написать И.Шувалову: «Об этом человеке мне говорят до невероятности много хорошего; думают даже, что в ближайшем собрании архитекторов он получит первую награду за сочиненный им проект Дома инвалидов, необыкновенно прекрасный..». К сожалению, проект не сохранился. Уже через полтора года Баженов блестяще выдержал экзамены в Парижской академии архитектуры и получил звание архитектора. Успех Баженова предполагал вручение ему золотой медали, но она ему не досталась, так как присуждалась только католикам.
После Парижа Василий Баженов уехал в Рим. Здесь он изучал античный стиль в архитектуре, проектировал, участвовал в конкурсах, занимался гравированиеми, создал модель храма Святого Петра. Его работы встречали с восторгом: Баженов был избран членом Болонской и Флорентийской академий, а диплом академика и профессора Баженову был присужден академией св. Луки в Риме с правом «быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде».

Рим 18 век
Баженов имел возможность побывать во многих городах Италии, побывал и в Венеции, где его внимание привлекла итальянская готика. Из Венеции Баженов вернулся в Париж в 1764 г. , где его встречали с большими почестями, даже удостоили королевской аудиенции в Версале. Несмотря на это, с деньгами было туго, приходили они из Петербурга с большой задержкой. Баженову пришлось продавать за бесценок самые необходимые вещи , заложить сундук с архитектурными книгами, который так к нему и не вернулся.
Василий Баженов вернулся в Россию в 1765 г. На родине, за время его отсутствия, многое изменилось. На престол взошла Екатерина II, открылось новое здание Академии художеств. Баженов записывает в дневнике: «… В третью годовщину восшествия на престол государыни нашей состоялась торжественная инаугурация Санкт-Петербургской Академии художеств». На праздничную выставку архитектор предоставил свои чертежи, рисунки, офорты. Здесь же, в торжественной обстановке, Баженов получает из рук Екатерины грамоту на звание академика. В Петербургской Академии к Баженову отнеслись без должного уважения к его заслугам и знаниям, профессорской кафедры ему так и не дали. Сохранилось упоминание о том, что "нашлись обстоятельства и люди, помешавшие получить ему сию честь". Талантливому архитектору пришлось "искать работы на воле по Петербургу".

В конце 1766 года, по протекции своего фаворита Григория Орлова, Екатерина назначила Баженова «архитектором при Артиллерии со чином капитана Артиллерийского». Ему сразу поручают проектировать и строить арсенал. Монументальное здание военного склада занимало целый квартал и являлось важной достопримечательностью столицы. (Здание не сохранилось, сгорело в 1917).


Здание Старого Арсенала
Вскоре, по рекомендации Орлова, Екатерина II поручает Баженову разработать проект Института благородных девиц при Смольном монастыре. Зодчий выполнил это поручение в кратчайшие сроки. Величественная и изящная композиция впечатлила многих "архитектурной изобретательностью, органичным сочетанием многообразных традиционных форм российского зодчества". По мнению И.Грабаря, если бы строительство этого здания было осуществлено, "мы имели бы в нем одно из величайших произведений русского зодчества, пожалуй, более значительное, чем то, которое впоследствии построил...такой мастер, как сам Кваренги".
В 1767 году Василий Баженов из Петербурга приехал в Москву, и был удостоен аудиенции Екатерины II. Императрица поручила архитектору перепланировку всей территории Московского Кремля, Красной площади и возведение нового дворца. Проект Баженова был грандиозным, в нем удалось добиться "необычайной выразительности, ясности и законченности архитектурного образа - величественного и, вместе с тем, человечного". По плану здание дворца огибало Кремлевский холм, а в центре располагался амфитеатр с овальной площадью, где должны были сходиться главные московские улицы. "Решил я все древности кремлевские в единый ансамбль объединить. Центром его замыслил я площадь с амфитеатром для народных собраний. Здесь же обелиски и триумфальная колонна, а по сторонам сего венца конные фигуры трубящих слав. Отсюда - дороги к воротам Кремля, во глубину России, дороги на Петербург, Ярославль и Владимир. Не крепостью неприступной мыслю себе я Кремль, в коем от врагов когда-то удобно было скрываться, а местом добродетели, просвещения и славы народной. Посему намерен красоту его обернуть лицом к первопристольной столице".
Баженов создал модель будущего дворца - на изготовление которой ушло около четырех лет. Модель впечатляла техникой исполнения и размерами - во внутренних дворах могли находиться несколько человек (Модель Большого Кремлёвского дворца в длину превышала 17 метров, её высота составляла 1,3 метра, ширина — около 6 метров). И по сей день она является непревзойденным шедевром модельного искусства. Для ее хранения построили отдельное здание - Модельный дом. Императрица издала указ, согласно которому посмотреть на модель могли все желающие, кроме «подлого народу» — простолюдинов.
В 1768 году Василий Баженов женился на Аграфене Долговой, и молодая семья переехала в новый дом с видом на Кремль.
Первый камень в основание стройки был заложен в 1773 году. Текст для закладной доски Баженов сочинил сам:«К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».
Екатерина II на закладке дворца присутствовать не пожелала. У нее пропал интерес к проекту. Финансирование поступало с большими задержками, и в результате, Екатерина приказала строительство прекратить. На постройку дворца императрица согласилась во время русско-турецкой войны, чтобы показать миру богатство и могущество своей державы, а так как война с турками завершилась в пользу России, то и надобность в строительстве отпала. К этому прибавились: московский бунт 1771 г., восстание Пугачева 1773-1775 гг. От грандиозного замысла осталась только модель, которая до сих пор хранится в Московском государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева. «Если бы эти постройки были осуществлены, это было бы одно из чудес света» – писал профессор Кембриджского университета Эдвард Кларк, посетивший Москву в 1800 г.

Портрет архитектора В.Баженова с семьей. Вторая половина XVIII века. Художник И. Некрасов. На картине изображены: «Справа – супруга Аграфена Лукинична, а слева - тесть Лука Долгов. Впереди, у стола, сын и дочь В.И. Баженова. Слева, у края картины, стоит сестра архитектора, справа - его мать» .
Для Баженова это был страшный удар - его очередной проект осталось только на чертежах, а сам он оказался в долгах. В семье к тому времени было уже четверо детей. Пять лет, не зная отдыха, работал зодчий. Теперь же от всего великого замысла остались лишь полуразрушенная кремлевская стена, несколько зданий да котлован. "Так были разбиты самые смелые мечты художника, на осуществление которых он затратил свои лучшие творческие годы".
«Во все оное время гоним судьбою в теперешнем чине. А более всего стеснило дух мой пятнадцатитысячное число рублей долгу, который я нажил не мотовством, а усердием моим Отечеству, набирая беднейших. И для их обучения выписывал книги, покупал редкие картины и все, что касается до художества, в уповании, что начатое великое здание в Кремле будет продолжаться. А я только остался без здоровья с повреждением зрения».
В честь победы над Турцией предполагались торжественные мероприятия. Екатерина II поручает Баженову архитектурно-декоративное оформление празднеств сценарий которых придумала сама . Её идею архитектор осуществил с блеском и поразительной фантазией. Приготовления к торжествам были начаты зимой 1774 года, а 21 июля 1775 года на Ходынском поле начались народные гулянья. План ансамбля изображал театр военных действий между Россией и Турцией. На пространстве с обозначенными контурами Чёрного и Азовского морей были построены временные павильоны, символизировавшие русские и турецкие крепости."Там явился целый город: каждое здание, отличавшееся особенным цветом, в турецком вкусе - с минаретами, киосками и каланчами, походило на крепость, остров или корабль; они назывались Азовом, Таганрогом, Керчью, Эниколем, Таманом..." . «Увеселительные постройки, условно передававшие покорение турецких крепостей, образно говорили об исконных правах России. Было нечто напоминающее и узорчатый восток в этих постройках».
В 1776 году архитектор вновь получил заказ от Екатерины II- построить для нее резиденцию в подмосковном имении Черная Грязь, переименованную позже в Царицыно. При проектировании построек Василий Баженов использовал декоративные приемы, свойственные стилю «русской готики». Обращаясь к русской архитектуре 17 века, Баженов не копировал ее, он возрождал ее, обогащал новыми идеями. Дворцово-парковый ансамбль должен был включать здания и пруды, мостики и павильоны, гармонично связанные с пейзажем и свободно расположившиеся на холмистой местности. В 1776 году проект был готов в виде панорамного чертежа "Вида села Царицына".
Баженов. Фрагмент панорамы царицынских построек
Баженов. Фрагмент панорамы царицынских построек
Баженов. Фрагмент панорамы царицынских построек
В.Баженов. Вид села Царицына. Проектный план 1776 год
Василий Иванович Баженов практически переселился в Царицыно, чтобы контролировать строительные и отделочные работы, которые длились с 1775 по 1785 год. В процессе строительства зодчий использовал сочетание красного кирпича с белым камнем в традициях русского зодчества. Летом 1785 года императрица посетила почти готовую усадьбу, знакомую ей лишь по чертежам. Нарядные домики показались ей маленькими и тесными - на бумаге все выглядело внушительнее. Предполагается, что одной из главных причин недовольства Екатерины была принадлежность Баженова к масонской организации. Некоторые строения в Царицыне архитектор украсил масонскими символами.
Граф Брюс, недолюбливавший масонов писал
Екатерине II донесение: «И дело даже не в том, что баженовские строения в Царицыне украшены множеством масонских символов. Сие малый грех. А великий – в другом. Господин Баженов в качестве композиции, построения царицынского ансамбля избрал не дворцовый принцип, а монастырский. Только вместо собора он означил увеселительный дворец, вместо часовен и церквей – беседки для кавалеров и дам. Сдается мне, что это издевательство над святынями православия, что, видимо, является обязанностью масона». Кроме того Екатерина узнала о стараниях московских масонов привлечь в свою организацию наследника престола Павла. 
Баженов от строительства был тут же отстранён, новым архитектором царицынской резиденции был назначен его ученик Матвей Казаков. Современники Баженова, успевшие увидеть Царицынский ансамбль до приезда Екатерины, отзывались о нем с восхищением. "Вчера мы со своей семьей ездили в Царицыно гулять, можно сказать, загляделись на строение, которое беспримерно хорошо", - писала княгиня Куракина своим родным, подразумевая дворец для приемов - Оперный дом. Краснокирпичный, белокаменный дворцовый ансамбль в Царицыно считается наиболее выдающимся образцом стиля "русской готики" 18 века.
Хлебный дом (Кухонный корпус) — является самым большим сооружением архитектора из сохранившихся в Царицыне. В нем планировалось разместить кухни и подсобные помещения, жилые комнаты для обслуживающего персонала. Название «Хлебный дом» появилось благодаря эмблемам на его фасадах в виде каравая и солонки. В здании Хлебного дома в разное время находились - больница, богадельня, земское училище и дачная гостиница, а при советской власти - коммунальные квартиры.

Оперный дом сохранился лучше остальных царицынских построек. Здание предназначалось для придворных спектаклей. В его архитектуре преобладает белый камень. Белокаменные узоры на переднем фронтоне образуют фигуры двух гербовых орлов. Это украшение подчеркивало назначение здания для приемов и парадных вечеров. В декоре Оперного дома, несмотря на его обилие и сложность, присутствует "благородная мера и высокий вкус". Это был самый удачный павильон-дворец, "не из больших, однако и не из малых", как называл его Баженов.

Из сохранившихся построек привлекает внимание Фигурный мост. Свое название он получил благодаря множеству декоративных деталей причудливой формы, и сочетает в себе монументальность и легкость одновременно. С Фигурного моста (1776–1778) начинаются строительные работы Баженова в Царицыне. Мост служит парадным въездом в резиденцию.
Второй, не менее впечатляющий, Большой мост через овраг был возведен в стиле псевдоготики. Из всех мостов, которые сохранились из русского мостового строительства XVIII века, этот мост - самый выдающийся и по величине, и по своим оригинальным художественным достоинствам. Парадный 80-метровый мост считается самым крупным из всех сохранившихся мостов XVIII века и выдающимся шедевром русского мостового строительства.  Декоративные детали моста украшены масонскими символами ( символика масонов - солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки ( Всевидящее око — христианский символ, ставший также одним из главных масонских символов) и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость.

Арка с "шипами" украшает декоративную галерею, построенную по проекту Баженова в 1784-1785 годах.Эта ажурная галерея соединяет Большой дворец и Хлебный дом, выполняя при этом чисто декоративную функцию. Такой архитектурный приём позволил связать воедино главные постройки дворцового комплекса. Предполагалось, что по переходам галереи должны были во дворец доставлять блюда, приготовленные на кухнях Хлебного дома.
Фигурные (Виноградные) ворота (1777-1778 гг.) относятся к самым первым постройкам Баженова в усадьбе Царицыно. Архитектор сообщал:"…Ворота прекрасной фигуры, по моему мнению, и прямо нежной готической архитектуры совсем же отделаны..." Своё второе название ворота получили благодаря украшению в виде виноградной грозди. 

Памятник В. Баженову и М. Казакову в Царицыне
Отстраненный от строительства Баженов получил годовой отпуск. Здоровье его оставляло желать лучшего, плюс материальные проблемы. Не раз архитектор обращался с прошением о продлении отпуска или же об определении его к какому-нибудь делу, чтобы не лишиться жалованья для содержания семьи. Для оплаты долгов Баженову пришлось продавать дом вместе с библиотекой, собранием художественных работ. Архитектор жаловался, что его несправедливо обходят чинами, когда другие "никак не более меня знающие, ниже трудами вящими оказавшиеся и младшие против меня", вопреки старшинству награждаются чинами. "Но никогда бы, - писал Баженов, - меня оное не потревожило, если бы все вышеописанные по каким-либо отменным трудам или знаниям превзошли, но все от меня жадностью похищают, где только могли разными приисками увидеть, и непозволительным образом на моих выдумках(проектах) подписывают свои имена,только бы обманывать всех, и через то получать титлы". Постоянная нехватка денег, долги вынудили Баженова брать частные заказы, проектировать отдельные сооружения.
Москва. Дом Пашкова.
Одно из красивейших зданий Москвы - Дом Юшкова. Строить его Баженов начал в 1784 году по заказу лейб-гвардии капитана-поручика Петра Пашкова. Художник, искусствовед и ценитель русской архитектуры И. Грабарь писал:"Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем-то, которое достигнуто здесь". По единодушному мнению русских и иностранцев - это жемчужина русского зодчества. "Тонкая продуманность общей композиции и всех деталей сообщает этому сооружению необыкновенную легкость и вместе с тем значительность, монументальность. Подлинная гармония целого, изящество проработки деталей красноречиво свидетельствуют о гениальности его создателя". Дом еще на стадии строительства стал местной достопримечательностью.
Московский немец Иоган Рихтер в своей книге, изданной в Лейпциге в 1799 году дал подробное описание Пашкова дома. В частности он писал: "В настоящей части города, на Моховой, недалеко от Каменного моста, на значительном возвышении, возносится этот волшебный замок. Сзади, из переулка, вы входите через великолепный портал в пространный двор, постепенно расширяющийся от ворот. В глубине этого двора вы видите дворец, в который ведут несколько ступенек... Два входа ведут в дом. По ним вы достигаете верхних помещений и выходите на пространную вышку в куполе дома, откуда открывается прелестнейший вид на всю Москву". Возле ажурной ограды постоянно толпилось множество народа чтобы поглазеть на прекрасное здание, на сад, в котором было полно экзотических птиц.
Дом Пашкова описан в романе Булгакова "Мастер и Маргарита " как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея:"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (...) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг." В настоящее время здание принадлежит Российской государственной библиотеке.
Дом Пашкова 18 век
Дом Пашкова 19 век
Дом Пашкова 20 век
В начале 1780-ых годов Василий Иванович Баженов строит дом–дворец для отставного полковника
М.Р. Хлебникова на Маросейке, 17. (Позже дом был продан фельдмаршалу Румянцеву-Задунайскому). Авторство Баженова вызывало некоторые сомнения у исследователей архитектуры. Искусствоведом , историком архитектуры Выголовым В.Т., была найдена книга из собрания Румянцева с записью мемуариста
В.Т. Дмитриева, подтверждающей авторство Баженова. "Трёхэтажное здание стилизовано под барокко, его фасады украшает большое количество декоративных элементов: лепные цветочные гирлянды и геометрические орнаменты, карнизы, полуколонны с вычурными капителями, декоративные ниши и рустовка. Привлекает внимание богатое скульптурное оформление".
Одним из немногих сохранившихся зданий великого зодчего В.И.Баженова является дом, построенный в 1780—1790-х годах по заказу генерал-поручика И.И. Юшкова. Этот дом - один из наиболее ярких памятников московского классицизма. Он интересен своей красивой угловой колонной полуротондой. «Возможно, именно здесь впервые в Москве осуществлена ставшая столь характерной для этой эпохи композиция крупного городского дома с ротондой на углу квартала и симметричными крыльями, примыкающими к ней по красным линиям обеих улиц <…>. С 1844 года в доме Юшковых размещались классы Училища живописи и ваяния (а с 1856 года - и зодчества). Здесь учились и преподавали русские живописцы - А.Саврасов, И.Левитан, И.Шишкин, В.Серов.
Для многих усадебных построек по проектам Баженова характерен стиль псевдоготики. Уникальная, и не похожая ни на одну другую - церковь в селе Быково. Она была построена по заказу владельца усадьбы Измайлова М.М. По мнению искусствоведа, историка архитектуры М. Ильина - эта церковь, единственная в русской архитектуре.
В феврале 1790 года Баженов подает прошение об организации специальной архитектурной школы под его руководством: "...Ныне же, имея к тому удобный случай... решился уделить свободное время на образование дарований молодых людей, кои ему вверены будут от родителей своих господ или начальников, сообщая им все нужные сведения об архитектуре, живописи, скульптуре, перспективе, оптике, гравировании, мозаичной работе и во всех тех науках и художествах, которые с ними главными искусствами имеют непосредственное свое отношение". "...Бедных и неимущих родителей дети могут приходить к нему обучаться без всякой платы, лишь бы только имели они нужные способности и были бы добронравны и неиспорченного какого-либо поведения". Из-за денежных затруднений и организационных вопросов школа просуществовала недолго. Не осуществилась мечта архитектора учредить в Москве постоянно действующую публичную художественную галерею, где выставлялись бы не только картины, но и работы архитекторов. 
Последняя большая работа Баженова — проект Михайловского замка в Петербурге. Михайловский замок (1797-1801) в Петербурге – уникальный памятник русской архитектуры. Среди знаменитых императорских и великосветских дворцов XVIII века он занимает особое место. С 1797 по 1801 годы он возводился для императора Павла I. "При сем строении можете употребить коллежского советника Никифора Пушкина и архитектора Соколова с подлежащим числом помощников и каменных мастеров; действительный же статский советник Баженов должен иметь наблюдение, чтобы строение производимо было с точностью по данному ему плану" — так говорилось в указе от 28 ноября 1796 года. Церемония торжественной закладки состоялась 26 февраля 1797 года. Строительство замка велось с большой поспешностью, работа шла без перерывов днем, и ночью при свете факелов. "Все четыре фасада замка разработаны им различно, в соответствии с древней русской традицией, которую так любил Баженов. Главный подъездной фасад выходит на юг. Его могучий портик с тяжелым фронтоном и обелисками, приставленными к стене, до сих пор производит исключительно сильное впечатление. Подъемный мост, перекинутый через существовавший тогда канал, вел к арке над въездом во внутренний двор, где помещался парадный вход с величественной лестницей. На западном фасаде выдается полукруглый выступ дворцовой церкви архангела Михаила (отсюда и название дворца). Церковь увенчивается вызолоченным шпилем. Как бы вторя западному выступу, на восточном фасаде располагается овальный, также выступающий вперед зал. Северный фасад дворца, выходящий в сторону Летнего сада, украшен колоннадой, соединяющей выдвинутые вперед боковые части здания. Она оживляет суровый облик дворца, задуманного, как замок, как образ грозной и сильной власти государя. Стены дворца выкрашены в темный красно-кирпичный цвет, а детали - в серый или отделаны серым камнем и мрамором". (М. Ильин)
В связи с болезнью и занятостью Баженов бывал на строительстве редко. В сентябре 1797 года Баженову исполнилось шестьдесят. Здоровье его подорвано - все лето он болел, сказались годы тяжелого напряженного труда без должного отдыха, удары судьбы в виде неосуществленных проектов, материальных проблем. Собрав семью он диктует завещание:
«…По причине мозговой в голове моей болезни, которую я начал чувствовать уже давно, и по многим трудам и печалям мира сего, приступила болезнь, называемая водяная, — это предвещатель должного в коротком времени быть разрушения тела моего, хотя же оная болезнь может еще стараниями человеческими быть пресечена, но лета же мои удручили весь состав костей и тела моего, что есть несомненное доказательство, что мне должно готовиться предстать на суд господен…»
Следить за ходом строительства Михайловского замка поручено архитектору Бренна. Ранее он был простым каменщиком и привезен из Италии в Россию каким-то польским вельможей. Бренна изменил облик первоначального проекта, в частности, убранство фасадов, которым Баженов придавал большое значение. Михайловский замок только 40 дней прослужил императорской резиденцией. В ночь на 12 марта 1801 года Павел I был убит. После гибели Павла I замок пустовал. В 1823 году замок передали Военно-инженерному ведомству. С тех пор он носит название Инженерный замок. Здесь, в инженерном училище, учился Ф. М. Достоевский. Возрождение Михайловского замка началось в 1991 году. Дворец вошел в состав музейного комплекса Государственного Русского музея.
Вид Михайловского замка с высоты птичьего полета
В 1799 году Павел I назначает Баженова вице-президентом Российской Академии художеств с жалованьем в 1 875 рублей в год, и награждает орденом Анны 2-й степени с бриллиантами. Дела Академии за годы президенства Бецкого пришли в упадок. Баженов, забыв о болезнях, с энтузиазмом взялся за дело, сознавая, что сил и времени у него осталось немного для того, чтобы осуществить задуманные реформы. Вскоре он подал Павлу доклад: "Примечания о Императорской Академии художеств", где изложил программу нового академического образования. В "Примечаниях" он выступает против иностранного засилья в искусстве:"...Академия могла бы...отдавать казенные работы российским художникам под присмотром академическим, а не иностранцам, отнимающим у россиян не только хлеб, но и самый случай показать свое усердие и искусство".
Большое внимание в программе посвящено вопросам воспитания и преподавания. "Примечания" Баженова приобрели силу законодательного акта, стали важным документом, вошедшим в "Полное собрание законов Российской империи". Василий Баженов задумал также составить и издать многотомный труд по истории русской архитектуры разных эпох. "Если бы, этот последний из больших замыслов Баженова был выполнен, то нам сейчас незачем было бы писать историю русского зодчества 18 столетия, ибо все сведения могли бы быть почерпнуты из этого колоссального увража, который сохранил бы нам к тому же не одну сотню безвозвратно погибших ныне архитектурных строений" - пишет И. Грабарь.




Но великий зодчий не дожил до осуществления своих планов. Он умер от паралича во 2-й день августа 1799 года. Похоронили Баженова в Петербурге на Смоленском православном кладбище, а потом, согласно его завещанию, перевезли в имение Глазово : "Погребение сделайте мне простое, то есть без всякой лишней церемонии с трезвым священником одним в простом виде и где бог приведет и весьма желаю быть положенным в Глазове".
«Охватывая мысленным взором гигантское архитектурное наследие Баженова, не знаешь, чему в нем более изумляться – глубине ли содержания или совершенству форм, неповторимости сменяющихся идей или богатству замыслов… Не отдельные черты и признаки говорят о принадлежности того или иного здания руке Баженова, а его общий дух, весь его архитектурный пафос.»
И.Э. Грабарь


feobiblio@mail.ru

Центральная городская библиотека им. А. Грина

Россия, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Кирова, 2

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website